Абсолютно все образцы китайской вышивки несут в себе конкретные символические значения, выраженные через игру слов, особенности изображения и использования цветовой гаммы, максимизации и т. д. Китайская мифология и религиозные верования оказали огромное влияние на изображения животных, птиц, бабочек, цветов и фигур, которые порой бывают изменены до неузнаваемости. Некоторые растения и цветы, используемые в китайской вышивке и других декоративных ремёслах, требуют изображения рядом с ними только определенных, ассоциирующихся с ними птиц.
- Пионы с длиннохвостыми птицами, такими как павлины, фениксы, фазаны и петухи
- Лотос с утками
- Ива с ласточками
- Просо с гусями и куропатками
- Сосна с аистами
Некоторые образцы вышивки, особенно прямоугольные настенные панно, сочетают в себе пейзажи с человеческими фигурами. Вся вышивка может быть вышита одним типом стежков или соединять в себе множество техник. Самые популярные растения, животные и разнообразные геометрические узоры не только вышиваются, но и встречаются на произведениях гончаров и мастеров в работе с бронзой.
До начала правления династий Шан и Чжоу (примерно 1600—221 гг. до и. э.) в вышивке использовались в основном абстрактные и очень примитивные изображения, но со временем композиции становились все более утонченными, сложными и профессионально выполненными. Преимущественно это проявилось после правления династии Чжоу. Во времена династий Таи и Сун (618—907 и 960—1279) большее внимание уделялось композиционным особенностям, и ко времени правления династий Мин и Цин (1368-1911) вышивка стала гораздо реалистичнее.
Как именно рисунки переводились на ткань, доподлинно неизвестно, по иногда на фрагментах старинных тканей, частично вышитых или сильно поврежденных, можно разглядеть намеченные чернилами линии. Сначала изображения рисовались и (или) раскрашивались, а затем переводились на ткань с пометками, где должна быть вышивка. Ткань вырезалась и прикреплялась на одежду или аксессуар только после того, как вышивка была завершена. (Музей искусств Нельсопа-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури, знаменит своей коллекцией рисунков с различными видами вышивки).
Обнаружение в Дуньхуапе образцов вышивки с отверстиями от булавок предполагает, что метод «выкалывания рисунка» был очень популярен и использовался для перевода рисунка на ткань. Изучение тканей из отдаленных друг от друга районов свидетельствует о том, что практически везде мотивы были одинаковыми и постоянно повторялись.
Для того чтобы рассказать обо всех стандартных типах рисунков в вышивании, потребуется не одна книга. Существовала специальная техника для вышивания рисунка на передних или задних частях одежды, в том числе на одежде правителей и членов их семей. Тот же принцип использовался и для рукавов. На одежде со складками, например юбках, вышивка выполнена так, чтобы ее фрагменты в складках не терялись, и она всегда выглядела полной.
|